воскресенье, 19 апреля 2009 г.

ПРИВЕТСТВИЕ




Здравствуйте уважаемые читатели!

Мы, учащиеся Луганской специализированной школы №11, с радостью приняли участие в проекте "Мій край - легенда". Мы узнали много интересного и получили массу удовольствия от работы в этом рпоекте. 

 Надеемся, что результаты нашей работы будут познавательными и для Вас, а наши вышитые работы поднимут Вам настроение.

Познавательный материал размещен ниже в этом блоге, а рабочие будни и вышитые работы смотрите здесь


Этот проект стал очень интересным для меня, так как я узнала много интересного о цветах, что они означают, чем были известны нашим предкам, легенды и мифы о них. История нашего края очень интересна и сохранила много разных легенд и традиций связанных с цветами. А еще этот проект дает возможность увидеть себя и свои работы в Интернете.
Агамамедова Дарья, 8-Б кл.

Мне очень понравилось работать в этом проекте. Я узнала очень много нового для себя. Раньше я даже не задумывалась об обрядах и традициях нашего народа. А теперь, когда я знаю, мне просто обидно, что быт поглотил это всё и люди все забыли. Мне очень понравилось читать легенды о каждом цветке. Ведь мы живем и видим цветы, восхищаемся ими, радуемся им, а их историю не знаем.
 Я очень рада, что работала в этом проекте.
Казьмина Евгения, 8-Б кл.



Проект был интересным и увлекательным. Даже то, что вышивание занимает много времени и сил – это очень интересное и занимательное занятие. Мне понравилось!
Магда Валерия, 8-А кл.

Проект был интересным и занимательным. Несмотря на то, что вышивание занимает очень много времени – это очень увлекательное занятие. Для этого проекта мы не только вышивали цветы, но и готовили сообщения о них, которые помогли узнать много нового, интересного и познавательного. Например, были такие легенды, о которых я ни разу не слышала и наверное и не услышала бы.
Максаева Ксения, 8-А кл.

Мне понравилось выполнять задания для этого проекта. Для себя я много узнала о нашем регионе, о цветах и легендах нашего региона, об их возникновении, а также о традициях и культуре нашего региона. Это очень увлекательно, так как сейчас люди забывают о традициях народа. Это очень хорошо, что есть такой проект, потому, что нельзя забывать историю, традиции, культуру своего народа, которую создавали многие поколения людей.
Колбунова Марина, 8-Б кл.

Участие в проекте мне понравилось тем, что мы узнали много нового.
Шахова Людмила, 8-А кл.
Мне очень понравилось работать в этом проекте, т. к. я узнала много нового о цветах и легендах, связанных с цветами. Еще я заинтересовалась историей и узнала о традициях и обрядах нашего региона. Также я узнала о возникновении венка и о том, какие цветы в него входят. Оказывается, каждый цветок что-то символизирует. Раньше люди даже вешали венки на стены – они служили оберегами и имели какое-то значение. 
 Это очень интересная тема. Знать традиции и обряды своего края необходимо.

Лукьяненко Ксения, 8-Б кл.

Во время работы в проекте я узнала много нового, интересного, чего не знала раньше о нашем крае. Я узнала легенды о цветах, что каждый из них означает, узнала о традициях нашего края связанных с цветами, которые были в древние времена. Это было очень увлекательно. Я рада, что участвовала в этом проекте!
Настиченко Анастасия, 8-Б кл.





Во время выполнения своей работы я узнала много полезного и интересного. Например, историю украинского венка, из чего его делали, сколько там было цветков и какие цветы входили в венок. В давние времена венок почитался как символ свободы и силы Украины.
Узнать историю своего края очень интересно. И еще, нужно обязательно знать обряды и праздники своего народа.
Акимушкина Екатерина, 8-Б кл.

Мне понравилось участвовать в этом проекте. Я узнала много легенд о цветах, историю украинского венка, о традициях и обрядах нашего народа. Во время подготовки сообщения дополнительно читала много интересной информации. Очень много узнала о лечебных свойствах трав и цветов. Хочеться верить, что обряды и традиции связанные с цветами будут переходить от поколения к поколению и не будут забыты.
Юрковлянец Дарина, 8-Б кл.

Это очень интересный и познавательный проект, участвуя в котором мы узнали много нового.
Демьяновская Валерия, 8-А кл.



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОГО ВЕНКА



Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Есть все основания полагать, что украинский венок с лентами, который издревле является составным элементом украинского национального костюма – есть пожелание «ясного мирного неба» над головой того, кто его носит. Это своеобразный оберег от всего плохого и недоброго. 
  Украинский веночек плелся из 12 цветов, каждый цветок – лекарь и оберег. Украинцы верили в силу ленточек, которые вплетались в венок. Разноцветные ленты берегли волосы от чужих глаз. Ленточки обмеряли по длине девичьей косы, ленту разрезали. Цвет ленты имел определенное значение: БЕЛЫЙ символизировал чистоту; ГОЛУБОЙ – небо; ЗЕЛЕНЫЙ – весну, молодость; КРАСНЫЙ – радость, счастье и т.д.
  Венок для украинской девушки был символом девичьей чести, девичества, он защищал ее от «дурного глаза», от «нечистой силы». Летом венок плели из живых цветов: васильков, маков, ромашек, бархатцев. Венок является также символом вечной любви, символом бесконечности Вашего рода.
  Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья. Венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы.
  Именно обычай вручать любимой (любимому) венок в знак сватовства перерос позже в обмен кольцами – обручение. Раньше после венчания невеста кидала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – тот скорее других выйдет замуж. 
  Свадебный венок – символ девичества. Отдавая после венчания подружкам венок, невеста как бы добровольно отказывалась от девственности. Выражение «загубить венок» означало потерю невинности. Замужние женщины венка, как правило, не носят, не надевают его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У последней, в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «продрала», «перетерла». Сон о потерянном венке предвещает совращение. Венок – из искусственных цветов, ниток – нередко одевали на шляпу жениху, оберегая его от сглаза. Цветы для свадебного венка использовались строго определенные: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Свадебные венки никогда не выбрасывались. Их зашивали в подушку невесте, доили сквозь него молоко у заболевшей коровы. Приведя корову после случки, ее заставляли переступить через свадебный венок.
  Наши предки осознавали, что именно «головой» они понимают окружающий мир и влияют на него. Поэтому с помощью головных уборов стремились защитить себя от сглаза и других чар злонамеренных людей.
  Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год.
Материал подготовили: Лукьяненко Ксения, Казьмина Евгения, Агамамедова Дарья, Митюченко Юлия, Дёмина Мария

НАРЦИС





Нельзя быть равнодушным при виде стройного и грациозного нарцисса, один из видов которого ласково называют поэтическим. Цветет он в марте-апреле и имеет сильный и резкий запах. Большой букет этих цветов в комнате ставить опасно: он способен вызвать головокружение. Недаром название цветка произошло от греческого слова "наркао", то есть "одурманивающий".
Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса всегда немного склонен набок, и когда растет он у водоема, создается впечатление, что нарцисс любуется своим отражением.
В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".
В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья, и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но все было тщетно.
Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз вырос душистый белый цветок холодной красоты . С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.
У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир называл его "созданием красоты, бессмертною усладою". Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. У китайцев он обязателен в каждом доме в новогодний праздник, и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или в залитых водой небольших камешках.
В Европу нарцисс попал в 1570 году из Константинополя в качестве подарка одному из английских лордов и выращивался сначала только в его саду, но потом им увлеклись настолько, что было создано общество любителей нарциссов.
В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он лучше рос, ибо, согласно поверью, от его вида зависело счастье новой семьи.
В Швейцарии, в праздники нарцисса, в первое воскресенье мая, все здания украшались разноцветными флагами, а двери домов и магазинов — гирляндами из этих цветов; на улицах и площадях устраивались гулянья.
Дикорастущие нарциссы встречаются на востоке Закарпатской области, на альпийских лугах, склонах гор и низменностях. Крупный массив этих цветов можно увидеть на влажной низменности (двести метров над уровнем моря) в районе города Хуст. Здесь на пятнадцати гектарах земли на хребте Свидовец растут нарциссы белой и желтой окраски.
Нарцисс — одно из любимых растений садоводов. Выращивают его в открытых грунтах в районах с умеренным и даже холодным климатом, где оно переносит суровые зимы без всякой защиты от морозов. Созданы многочисленные сорта его, среди которых имеются виды с крупными розовыми привенчиками , придающими цветку особую прелесть. 

Материал подготовили: Колбунова Марина, Матвиенко Мария, Юрковлянец Дарина

КОЛОКОЛЬЧИК











Наверное, такое бывало с каждым. Выйдешь на опушку или поляну, залюбуешься пестрым разнотравьем, среди которого то тут, то там кивают головами колокольчики, и вдруг покажется, что плывет над пестрым ковром цветов легкий серебристый звон. И понимаешь, что нечему тут звенеть, а вот никак не можешь отделаться от этого ощущения… Оглянешься еще раз и поймешь – это пробежал ветерок и закивали, закачались цветки колокольчиков. И будто зазвенело все вокруг. В народе считалось, что колокольный звон способен прогнать злых духов и очистить воздух от болезней. Колокольчики защищали от сглаза. Их пришивали к одежде, носили как амулеты. Люди верили, что они обладают и целительной силой, из них иногда пили лекарства.
  Колокольчик ассоциировался с божественным началом. Звук символизировал творческую силу. Форма колокола – символ женского начала, поэтому, прежде всего, это талисман плодовитости. Существуют ювелирные прототипы, сделанные из золота и серебра.
  Колокольчики «звенят» не только в мае – цветут все лето. И не только среди «некошеной травы» на лугах, но и в перелесках, на косогорах, по обочинам дорог. Колокольчиков много разных. Есть: крупные и мелкие, широкие и узкие, темно-фиолетовые и бледно-голубые, сиреневые и синие. И каждый хорош по-своему. В хорошую погоду колокольчики «скученные» широко раскрыты, но едва собрался дождь и упали первые капли – наглухо закрываются. И на ночь запираются эти цветки, не пропуская внутрь ночную влагу, росу. 
  К ночи становится холодней в лесу, выпадает роса. Намокают крылышки у насекомых, окоченевают они от ночной прохлады. Крупным насекомым и то трудно приходится, а уж о мелких, и говорить нечего. Выручает их репчатолистный колокольчик. Он не закрывает свои цветки на ночь, Двери голубого шалашика – лесной гостиницы – открыты для всех. Пожалуйста, влетайте, вползайте, ночуйте в тесноте и не в обиде, всех желающих пускает колокольчик – добрый цветок. И насекомые пользуются этим гостеприимством. Забираются в цветки колокольчика и проводят в них ночь, а в ненастную погоду и днем отсиживаются. Тепло им в цветке – в колокольчике температура на 3-4 градуса выше, чем на улице, - и сухо.
  Колокольчиков больше ста пятидесяти видов. Одни встречаются чаще, другие – реже. Но все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды колокольчиков уже занесены в Красную книгу России. Уж очень активно уничтожают их люди; рвут, собирают большие охапки, нередко вырывают с корнями. И все чаще встречаются в наши дни луга и лужайки, поляны и лесные опушки почти или совсем без колокольчиков. И все реже кажется нам, что плывет над пестрым ковром цветов серебристый тоненький перезвон.
Материал подготовили: Демьяновская Валерия, Курганская Таисия, Масякина Екатерина, Пришва Мария, Сергиенко Анна(6 класс)
 


воскресенье, 12 апреля 2009 г.

ТЮЛЬПАН






В 1554 году посланник австрийского императора Огье Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привез их в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, директором которого был голландский ботаник Клюзиус. Заслугой Клюзиуса следует считать то, что в 1570 году он привез в голландский город Лейден луковицу тюльпана. Почвенные и климатические условия Голландии оказались очень благоприятные для тюльпанов. Тюльпаны стали разводить на улицах площадях городов, ими засевались целые поля, выводились новые сорта, которые очень дорого ценились. За некоторые из них можно было купить дома и целые имения.
Тюльпаны не только обогащали, но и служили причиной разорения. Чтобы прекратить спекуляцию, правительство Голландии издало специальный указ, установив твердые цены на луковицы.
Из Нидерландов «эпидемия» перекинулась в другие страны. 71 луковица самых дорогих сортов голландских тюльпанов была выслана в Берлин. Разведением их увлеклись в Англии и Франции. Дамы украшали цветами наряды, прикладывая их к платьям, что служило признаком богатства и знатности. Со временем ассортимент тюльпанов значительно пополнился благодаря стараниям французских садоводов. 
 
Первые сведения о тюльпанах связаны с Древней Персией, где этот цветок ласково и мелодично называли "лале". Персидские поэты воспевали тюльпан, его нежность, свежесть, хрупкость раскрывающегося цветка, такого же прелестного, как молодая весна. Хафиз называл тюльпан чистым, девственным и признавал его первенство среди цветов и победу над розой. Очень почитали тюльпан и в Турции, где различные его виды разводили в сералях и даже устраивали весной праздник расцветших тюльпанов. Цветок тюльпана служил символом любви и признания в чувствах. По историческим свидетельствам, турки трепетно относились к этому цветку и готовы были платить за тюльпаны, которые называли "тулипам", большие деньги.
Считается, что название рода Tulipa (тюльпан) имеет персидское или турецкое происхождение и в переводе означает "тюрбан, чалма", что соответствует форме этого прекрасного цветка. 
 
Однако в разных странах судьба тюльпана складывалась не одинаково. В Германии к цветку не проявили особого интереса, и он так и не занял достойного места среди садовых цветов; кроме того, бюргеры подсмеивались над страстью европейцев, засадивших тюльпанами свои столицы, и в насмешку назвали его именем пивную кружку похожей формы. В Англии тюльпаны полюбили за атласные лепестки и совершенную форму цветка, а отношение к тюльпану приобрело сказочно-романтический оттенок: тюльпаны считались цветками фей, которые укладывали спать своих малюток в чашечку цветка.
Любовь к тюльпанам и коллекционирование сортов стало главной страстью Великого курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма, собравшего крупнейшую коллекцию своего времени, включавшую более 200 сортов. Среди поклонников тюльпанов в разные моменты истории были кардинал Ришелье, великий Вольтер, австрийский император Вильгельм и французский король Людовик XVIII, положивший начало пышным тюльпанным праздникам, проводившимся в Версале.
Поистине невиданный бум тюльпан произвел в XVII веке в Голландии, буквально сведя всех с ума. Луковицы тюльпанов продавались за огромные деньги повсеместно: на специально организованных биржах, на аукционах, в портах, трактирах, кабаках, и игорных домах. Луковицы ставили на кон в карточных играх, под них выписывали векселя, ими спекулировали, выпускали "тюльпанные" акции и создавали финансовые пирамиды. Цены на тюльпаны искусственно завышались, проводились котировки по сортам, причем самыми дорогими и прибыльными считались луковицы новых модных сортов. На торговле луковицами выросла целая индустрия, которую обслуживали толпы адвокатов, юристов, маклеров и даже судебные инстанции. Этот период в истории цветоводства Голландии получил в литературе название "тюльпаномании". Постепенно страсти поутихли, но тюльпан по-прежнему, как и столетия до этого, является в Голландии главным цветком.
Любопытно, что долгое время самыми ценными считались тюльпаны с пестрыми лепестками, покрытыми разводами разных цветов. Это казалось особенно изысканным признаком сорта, многие пытались разводить такие тюльпаны. И только в начале XX века ученые установили, что пестрота лепестков тюльпана вызвана вирусным заболеванием и вовсе не является сортовым признаком растения.
Материал подготовили: Харченко Анна, Слинкина Ольга, Юрковлянец Дарина, Груненко Виктория


ЛИЛИЯ





Чудная белая лилия - олицетворение невинности и чистоты. Это цветок небесного счастья, лилиями было выстлано брачное ложе Зевса и Геры. Афродита, богиня красоты и любви, придала этому цветку еще и символическое значение – цветок невинности, непорочности, которое он сохранил и по сей день. Существует множество красивых легенд о лилиях. Древние греки приписывали им божественное происхождение. Вот что говорит об этом легенда. Царица Фив – красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного от Юпитера младенца, положила его под густой кустарник. Однако Минерва, знавшая о божественном происхождении малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных, она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в Юноне своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его, молоко брызнуло и, развившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько упавших на землю капель превратились в белые лилии. По этой-то причине лилии у греков носили также название и роз Юноны. 
 Но гораздо ранее греков лилия была известна древним персам, столица которых называлась Суза, то есть "Город лилий". В его гербе, как символ непорочной чистоты, красовались несколько лилий. Славой непорочности этот цветок пользовался и у древних иудеев. По их преданиям, лилия росла в райском саду во время искушения Евы дьяволом, но среди искушения прекрасный цветок остался таким же чистым, как и был, и никакое зло не осмелилось коснуться его. Великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии капителям храма и украсил изображениями лилии стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что этот цветок усугубит молитвенный настрой. А Моисей приказал изображениями лилии украшать седьмисвечник. Существует также предание, что под желтой лилией, которая обыкновенно растет среди камышей, остановилась колыбель Моисея.
Лилия встречается и у египтян, и ее изображение в иероглифах обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Из этого цветка готовили знаменитое в древности благовонное масло - "сузинон".Немалую роль играла лилия и у римлян на празднестве Флоры. Женщины в ходе этого праздника состязались в беге и борьбе, а победительниц осыпали дождем цветов. Убирали лилиями и статую богини Флоры, и весь амфитеатр, публику, арену, ложи. Этот цветок считался у римлян символом надежды, и его изображение помещалось римлянами даже на монетах, как ожидание народом приятных благ от царствующего царя.
В знак той полной изобилия и чистой жизни, которую им желают, венками из лилий и пшеничных колосьев увенчивали невесту и жениха.
 Лилия встречалась и в древнегерманской мифологии, и бог грома - Тор - всегда изображался держащим в правой руке молнию, а в левой - скипетр, увенчанный лилией. Ее благоухающий венчик считался в германской мифологии также волшебным жезлом Оберона и жилищем эльфов. Каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею рождается и умирает. Венчики этих цветов служат эльфам колокольчиками, звоном которых они собирают своих собратьев на молитву. 
Нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции. Говорят, что основатель французской монархии Хлодвиг, будучи ещё язычником, увидел, что проигрывает аллеманнам в сражении при Толбаке, и вознес молитву о победе христианскому Богу. И ему явился ангел с ветвью лилий, сказав, чтобы отныне он сделал лилию своим оружием и завещал его своим потомкам. Хлодвигу была дарована победа в этой битве, и он со всеми своими франками, их женами и детьми принял крещение. С тех пор лилия во Франции - символ королевской власти под сенью церкви. Хотя символом королевской власти всегда была белая лилия, некоторые утверждают, что лилия, дарованная ангелом Хлодвигу, была не белая, а огненно-красная.
  О красной этой лилии также сложена прекрасная легенда. Рассказывают, что она стала красной в ночь перед крестным страданием Спасителя. Легенда говорит, что когда Спаситель, томимый тяжелой тоской, проходил по Гефсиманскому саду, все цветы склоняли перед ним свои головы. Одна лилия не преклонила головы, желая, чтобы Он хорошенько насладился ее запахом и красотой. И Спаситель действительно остановился на минуту - возможно даже, чтобы полюбоваться красотой этого цветка, - но когда страдальческий взор Его упал на нее, то лилия, сравнив свою гордость с Его смирением, устыдилась, и румянец стыда разлился по всем ее лепесткам, оставшись с ней навсегда… 
Вот почему, добавляет легенда, красные лилии никогда не стоят с поднятыми головками и к ночи всегда смыкают свои лепестки. 
В XII же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, при нём впервые появляется белое знамя с тремя золотыми лилиями, которое впоследствии становится не только эмблемой королевской власти, но и преданности папскому престолу.
Лилия встречается также в гербе Людовика IX Святого, но только вместе с маргариткой, которую он присоединил в память о любимой жене Маргарите.
Форму лилии предавали также концу скипетра, и сама Франция называлась царством лилий, а французский король - королем лилий.
Выражение "etre assis sur des lys", то есть "сидеть на лилиях", обозначало иметь высокую должность, так как цветами лилии были украшены не только все стены судилища, но и все сиденья стульев. Лилия вообще считалась очень почетным знаком на гербах и встречалась даже на монетах. Людовик XIV выпустил в оборот монеты, носившие даже названия золотых и серебряных лилий. На одной стороне такой монеты находилось изображение короля или украшенного лилиями и увенчанного на обоих концах коронами креста, а на другой - герб Франции, поддерживаемый двумя ангелами. Лилия пользовалась вообще большой любовью во Франции. В аристократических семьях было принято, чтобы жених вплоть до свадьбы посылал невесте каждое утро букет из живых цветов, где непременно должно было быть хотя бы несколько белых лилий. Такой же любовью пользуется лилия у испанцев и итальянцев. У этих народов она считается преимущественно цветком Пресвятой Девы. В венках из лилий идут молодые девушки в первый раз к Св. Причастию. В Пиренеях существует обычай 24го июня, в Иванов день, приносить в церковь огромные букеты лилий для освящения. Потом эти лилии крест-накрест прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты считается находящимся под охраной Иоанна Крестителя. Эти букеты остаются до следующего Иванова Дня. Германия тоже немало увлекалась лилией. Прекраснейшие лилии разводили тут в монастырских садах, и их невероятная красота порождала немало сказаний, связанных с жизнью монахов.
В Германии с лилией связано немало легенд, связанных с загробной жизнью. Она служит у немцев, как и надгробная роза, свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажают на могилах, а она сама вырастает на могиле самоубийцы или человека, погибшего насильственной или вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит предвестником мести, а на могиле грешника - знаком искупления грехов. На лепестках лилий, выросших на могиле грешников, по поверью, всегда появляются какие-нибудь написанные золотом слова. Некоторые кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть или краснеть, и поэтому кавказские девушки используют их для гадания. Избрав бутон лилии, после дождя они раскрывают его, и если он желт внутри, то их любимый им неверен, а если красный - значит, он по-прежнему любит.
Нельзя не вспомнить и сибирскую лилию - саранку. Если белая лилия по виду строга, холодна, равнодушна, то саранка являет собой ее полную противоположность. Лепестки ее цветов точно вывернуты наизнанку. Кажется, саранка вот-вот готова пуститься в пляс.
Самой редкой и ценной лилией считается лилия королевская, родиной которой является узкая долина среди гор Юго-Западного Китая. Луковицы этой лилии в начале XX века были доставлены в Англию, откуда она и начала свое триумфальное шествие по садам и паркам мира.
Материал подготовили: Слинкина Ольга, Шахова Людмила, Чвыкова Анастасия, Курганская Таисия, Маркшталер Ирина, Демина Мария


МАК



  Назван этот цветок по имени города Мекона, откуда был впервые привезен. Греки же предпочитали называть его «коденион» - голова и посвящали братьям богам Гипносу (богу сна) и Танатосу (богу смерти). И тот и другой изображались не иначе, как с венками из цветков мака. Одевалась в гирлянды из маковых цветов и богиня ночи Никта. В античной традиции бог сновидений Морфей также везде появлялся с цветком мака. Объясняет легенда и то, как Морфей получил этот цветок. Богиня растительного мира Флора создала мак специально, чтобы хоть как-то порадовать одинокую и печальную Ночь. Цветам, которыми Флора украшала землю, были рады все. И только одна Ночь не радовалась, так как после захода солнца все цветы закрывались. Пыталась было Ночь звездами да жучками-светлячками рассеять мрак, но они давали мало света, их цветы раскрываться не хотели. Тогда Ночь попросила Флору подарить ей такие цветы, лепестки которых не закрывались бы. И Флора создала маки. А стеречь их заставила Морфея – бога сна. Когда Морфей хотел кого-либо усыпить, он прикасался к нему головкой мака, и тот засыпал, убаюканный сладкими грезами. Вокруг жилища Морфея простирались густые заросли цветущих маков, и в каждом из них покоились легкие сны, которые он посылал людям, Сны были самые разные, ведь всего одна коробочка мака содержит почти тридцать тысяч мелких семян. По этой причине мак считается не только цветком грез, но и символом плодородия.
 Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) — богини плодородия и супружества. 
Маком обсыпают места, в которых хотят избавиться от хитростей и наваждений ведьм. Для того, чтобы мак уродился максимально красивым, его сеяли только самые красивые девушки и молодые женщины. Существовал и обычай насыпать мак в туфли невесты для того, чтобы она не осталась бездетной. Мак должен быть дикий и освящен 14 августа в день Маккавеев. Мак – мифопоэтический образ – знак сна и смерти, а цветущий – небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования. В Йоркшире – мак называют «слепой удар», поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. В Провансе – мак считается цветком ангелов, т.к. его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Св.Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками. В России, хотя цветы мака и не имеют особого значения в церковных празднествах, но церковные главы носят часто название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась даже постоянно народным эпитетом «золотые маковки». 
Здесь, конечно, название маковок относится более к верхней части головы, которую мы обыкновенно называем «макушкой, маковой»; тем не менее некоторая, вытекающая из сходства маковой головки с нашей головой символика наблюдается и во многих русских поговорках и песнях. 
  Во Фландрии и Брабанте маки называют "sprokelloem" – "цветы привидений", т.к. существует поверье, что нельзя ходить на поля мака, потому что цветы его высасывают кровь. 
В Китае маки символизировали уход от дел, отдых, красоту, успех; однако, как источник опиума – распад и зло. Собирание мака представляется символом невозможности чего-либо выполнить или вообще громадного затруднения.
  Царство сна Морфея было засажено маками. Храм и статуя богини плодородия и супружества – Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы – Церера. Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греч. mecon, makon – мак). Мак отчасти связан с древнегреческой богиней земледелия Деметрой (у римлян — Церера) и ее дочерью Персефоной (Прозерпиной) — как символ зимнего сна природы. 
Христиане заимствовали некоторые аспекты этой традиции, сделав красный мак символом "смертельного сна" и самопожертвования, он олицетворяет страдания Христа. В Греции мак называли “dylephilon” – “любовный шпион”, т.к. девушки, обрывая его лепестки и положив их на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, били по ним ладонью и по силе хлопка определяли, как сильно влюблен в них их возлюбленный. Позднее это гадание стало известно в Германии под названием “klatschrose” – “роза-хлопушка”, только оно перешло в разряд детских игр. Есть несколько легенд, связанных с появлением мака. Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула. 
Материал подготовили: Шахова Людмила, Курганская Таисия, Магда Валерия, Разинькова Анна, Бондарь Анастасия, Юрковлянец Дарина, Стецкова Елена, Маркшталер Ирина, Пластинина Дарья, Запорожец Кристина, Максаева Ксения, Цыба Диана, Масякина Екатерина 


РОЗА




   
Роза - царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. 
В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари - свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати. 
По индийским мифам, красивейшая из женщин - Лакшми - родилась из распускавшегося бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза - символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов священной. 
В Древней Персии поэты не уставали воспевать ее. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса - тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок. 
Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат. 
Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился ее любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные. 
Роза у греков - спутница радостных и печальных торжеств. Венками из роз, перевитых миртами, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног. 
Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прекрасно там прижилась. Если в Греции у богов она служила символом любви и красоты, а у людей - выражением веселья, радости и глубокой печали, то у римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния. 
У римлян был обычай, во время дружеских пиршеств, бросать в вино лепестки со своих розовых венков. Вино с лепестками роз выпивали в знак расположения к тому, с чьего венка они осыпались. 

Знаменитая египетская царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, велела покрыть весь пол зала толстым слоем розовых лепестков. Чтобы убедить Антония в искренности своих чувств, Клеопатра приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, а когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал лепестки роз с ее венка в свою чашу с вином и хотел ее выпить, она вырвала чашу у него из рук и, сказав: "Смотри, Антоний, как мне легко было от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!", повелела испить эту чашу осужденному на смерть невольнику. 
Римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Роза служила эмблемой храбрости. 
У римлян первой республики роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий, или розалийских дней - "Dies rosationis". В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз. Розы использовали и в религиозных церемониях, и в быту. Ими украшали жилища и домашние алтари, усыпали путь во время торжественных процессий. 
В период падения Рима роза из царственного цветка становится цветком порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Например, тщеславный проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых набивались свежими лепестками роз, да и сам проконсул был обвит гирляндами из этих цветов. Еще больше роз требовалось императору Нерону. В его знаменитом обеденном зале, где потолок и стены вращались во время пиршеств, изображая попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков. На всех пиршествах римлян не только каждый гость должен был непременно быть в венке из роз, но розами украшались и прислуживавшие рабы, и все подававшиеся кушанья, и все сосуды и чаши с вином; розами был усыпан весь стол, а иногда даже и пол. Из роз готовили всевозможные напитки и яства - делали пудинги, желе, розовый сахар и многочисленные сладости, до сих пор употребляющиеся на Востоке. Подносившиеся гостям венки были не сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые обвертывались вокруг обруча. Некоторые патриции велели усыпать розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку. У римлян того времени спрос на розы был так велик, что обширнейшие сады в окрестностях Рима были не в состоянии его удовлетворить, и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена. В сады были превращены самые плодородные земли в ущерб хлебным полям.  
 Со временем дивная красота и аромат снискали розе расположение и в других странах Западной Европы. Прошло несколько столетий, и святые отцы, забыв ее значение в дни упадка Рима, объявили розу райским цветком и даже посвятили ее Пресвятой Богородице. Германские живописцы изображали Богоматерь с младенцем, окруженную тремя венками из роз. Венок из белых роз означает ее радость, из красных - ее страдания, а из желтых - ее славу. Некоторые из этих картин сохранились и до сих пор.
 В католических легендах роза выступает защитницей добрых дел. Одна из них повествует про святителя Николая. Студеной зимней порой он нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить им бедных, и когда его остановил строгий настоятель монастыря, хлеб превратился в розы в знак того, что это доброе дело было приятно Господу. Начиная со средних веков, римские папы награждают выдающуюся добродетель золотой усыпанной драгоценными камнями розой. Большой цветок на длинном стебле составлен из отдельных лепестков, на которых выгравированы имя папы и добродетели того лица, которому роза предназначается. На листьях блестят бесчисленные, крошечные бриллиантики, изображающие небесную росу. В прежние времена эту ветку розы укладывали в изящный футляр, обитый изнутри голубым атласом, а снаружи выложенный инкрустациями в виде серебряных роз. Теперь же розу обертывают в шелковый платок и укладывают на подстилке из ваты в простую коробку. В день именуемый "Dominica in rosa" (розанное воскресенье), папа благословляет такую розу в присутствии полного собрания кардиналов в церкви св. Петра, окуривает ее фимиамом, окропляет святой водой и посылает достойному царственному лицу.
 Большой любовью пользовалась роза и во Франции. Здесь ее так высоко чтили, что даже разводить ее позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения - корзину с розами. Из них потом готовили драгоценную розовую воду, которая по обычаю того времени добавлялась почти во все праздничные кушанья.
В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.
 Почти неизвестная в Англии до XIV в., роза, появилась при дворе английских королей, незадолго до начала кровавой распри между Йоркским и ланкастерским домами. Роза так пленила своей красотой претендентов на престол, что и тот, и другой поместили ее в свой герб: первый избрал себе белую, а второй - алую. Поэтому ожесточенная междоусобная борьба Генриха VI Ланкастера с Эдуардом Йоркским за английский престол, длившаяся, как известно, более 30 лет, носит название Войны алой и белой розы. В память об этих распрях английские садоводы вывели особый сорт розы, получившей название Ланкастер - Йоркской: на одном и том же кусте эта роза давала и белые, и алые цветы. Царица цветов скоро и в Англии стала всеобщей любимицей. Служа сначала лишь отличительным знаком актеров, она вскоре стала принадлежностью костюма всех щеголей в Англии. Щеголи носили ее за ухом, причем, чем крупнее был цветок, тем считалось шикарнее. Носили ее не только летом, но и зимой, а так как в зимнее время в те времена живая роза была еще большой редкостью, то людям с ограниченными средствами приходилось заменять живую розу искусственной. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться и сама королева Елизавета. Одно время такое изображение ее чеканили на серебряных монетах. Интересную роль сыграла роза в жизни королевы Виктории. Рассказывают, что на придворном балу в честь принца Альберта Кобургского, приехавшего в Англию свататься к королеве Виктории, королева в знак своего к нему расположения отшпилила от корсажа розу и передала ему. Принц пришел в восторг, но не нашел на своем фраке петли, куда бы он мог прикрепить драгоценный подарок. Не задумываясь ни минуты, он перочинным ножом сделал на фраке, как раз против сердца, крестообразный надрез. Эта находчивость и цена, которую он придал ее небольшому знаку внимания, окончательно пленили Викторию, и она согласилась стать женой принца.
 В Германию поклонение розе пришло вместе с христианством. По легенде, белые розы выросли на кусте, куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм. Любопытно возникшее в то время сказание о происхождении загнутых шипов розы. Сатана, изгнанный Господом с неба, задумав вновь подняться туда, решил воспользоваться шиповником - его прямые стволы с шипами могли бы служить ему лестницей. Но Господь угадал мысли врага и согнул стволы шиповника. Тогда рассерженный сатана согнул и шипы. С тех пор шипы роз не прямые, а загнутые книзу и цепляются за всех, кто до них дотронется. 
А вот предание о тысячелетнем и поныне существующем в Гильдесгейме розовом кусте. Он растет на кладбище св. Анны, близ собора, и разрастается, опираясь на внешнюю стену хоров небольшой готической капеллы. 
Однажды сын Карла Великого Людовик Благочестивый, охотясь в Саксонии, потерял свой нательный крест, содержавший в себе частицу святых мощей. После долгих поисков слуга нашел этот крест среди снега на покрытом цветами розовом кусте. Но когда захотел снять его, то куст не пускал. Никакие усилия не помогли, и он должен был вернуться домой без креста. Слуга рассказал об этом чуде, и тогда за крестом отправился сам Людовик. Приехав на место, он увидел на снегу громадное пятно в виде плана собора, в верхней части которого находился розовый куст. 
Сняв крест, он приказал построить на этом месте собор и сохранить при нем чудесный куст. Место получило название Hilde Schnee, т.е. глубокий (большой) снег; отсюда впоследствии образовалось и слово Гильдесгейм. Туда было переведено и епископство. 
Мало-помалу куст этот превратился в громадное, имеющее несколько метров в высоту, дерево, которое существует и поныне и покрывается ежегодно тысячами великолепных роз. 
Со средних веков роза начинает играть и роль таинственного знака разных тайных обществ. Изображение ее встречалось в гербах знатнейших рыцарских родов, дворянских фамилий и в гербах городов. Между прочим, розу имел в своей печати и Мартин Лютер. 
Король Фридрих Вильгельм III, страстно любивший розы, устроил у себя в Потсдаме среди чудного парка, небольшой островок роз, известный под названием "Павлиний остров", где проводил свои лучшие часы досуга. Здесь были собраны все имевшиеся тогда сорта роз, так что местечко это представляло собой нечто вроде римского Пестума. Фридрих Вильгельм любил этот уголок не менее, чем Гарун-аль-Рашид свой розовый сад, и не одно доброе дело совершилось здесь "sub rosa". 
В 1829 г. в этом розовом парке принцесса Шарлота Прусская была помолвлена с императором Николаем Павловичем. А в день ее отъезда был устроен праздник роз. Праздник был назначен на день ее рождения, 13 июля. Принцесса, как и ее отец, была большой любительницей роз. Особенно ей нравились белые розы, за что в кругу семьи ее даже прозвали "Blanchfleur" - белым цветочком. 
Сама будущая российская императрица, сидя под золотым, украшенным драгоценными камнями балдахином, напоминала белую розу. На торжества отовсюду были свезены тысячи белых роз. Их гирляндами обвивали древки знамен, венками из них были убраны головы всех приглашенных дам и самой царицы, ими же были усыпаны все ступени и украшен трон царицы. В память об этом празднике каждая из присутствовавших дам получала от будущей императрицы серебряную розу, на листьях которой были вырезаны год и число. 
В Россию роза впервые попала лишь в XVI в., и в то время была, конечно, достоянием лишь царского двора и некоторых сановников. В наших садах она появилась лишь при Петре I, а популярна стала при императрице Екатерине II. 
Известный петровский вельможа, первый русский канцлер граф Г.И. Головкин был страстным любителем роз. В своем подмосковном имении, селе Клевине Серпуховского уезда, он развел великолепный розовый сад и для ухода за ним даже выписал из Англии садовника. В помощь ему были даны несколько крепостных. Один из них вскоре так преуспел в уходе за розами, что превзошел самого англичанина. Граф был в восторге и отпустил его со всей семьей на волю, приказав ему именоваться Розановым. От этого-то садовника будто бы и пошла эта распространенная теперь фамилия. 
Красу наших старинных помещичьих садов и парков составляли в основном махровые розы, центифольная и моховая. Современные розы - чайная, бурбонская, ремонтантная, со всеми их бесчисленными гибридами, появились гораздо позднее. 
Чайная роза, называемая так за свой дивный чайный запах, была привезена в Европу лишь в начале XIX в.: розовая - в 1860 г. из Ост-Индии, а желтая - в 1824 г. из Китая. От этих двух сортов и пошли гибриды чайных роз, красующиеся в современных цветниках. Бурбонская роза была привезена с острова Бурбон в 1819 г., где кустики ее были случайно найдены директором тамошнего Ботанического сада. А ремонтантная была получена от чайной и бенгальской розы, привезенной в Европу в 1789 г. из Кантона. 
Среди этих гибридов такие красавицы, как Ульрих Бруннер, Поль Нейрон, Виктор Вердье, американская красотка, фрау Друшки и др. Все эти розы получали свои названия от городов, местностей или лиц, которым были посвящены. Многие из них имеют также свою интересную историю. 
Возьмите, например, прелестную розовато-белую розу "Сувенир де ля Мальмезон". Это память о когда-то чудном саде экзотических растений замка Мальмезон, принадлежавшем страстной любительнице роз императрице Жозефине, первой жене Наполеона. Покинутая и забытая Наполеоном, она, чтобы хоть как-то утешиться в своем горе, занялась садоводством. Собирая со всех концов мира интересные растения, она составила в парке коллекцию цветов, не известных до того времени Европе. Среди них была и присланная ей с острова Бурбона роза, получившая название "Сувенир де ля Мальмезон". Жозефина часто носила эту розу в волосах. 
Ремонтантная роза Поль Нейрон сочного розового цвета, переходящего в малиновый, - память о молодом, подававшем блестящие надежды лионском студенте- медике, страстном любителе роз. Его сосед, садовод Левэ, посвятил ему эту чудную розу, узнав, что студент отправился на защиту отечества в войне с Германией. А после его геройской гибели Левэ посвятил ему еще одну, не менее прелестную бланжевую розу, названную Souvenir de Paul Neyron - память о Поле Нейроне. 
Чайная роза Маршал Ниель, непревзойденная по красоте и обилию цветов, посвящена герою Крымской кампании, в память о торжественном открытии им Ботанического сада в Монтобане. 
Интересна судьба одного из сортов ремонтантных роз под названием Rose Chevette (роза Шеве). Шеве, садовод в Баньоле, в окрестностях Парижа, живший в царствование Людовика XVI, был преданнейшим роялистом. Он славился своим искусством разведения роз, одну из которых назвал своим именем - Rose Chevette. Его обширные сады, изобиловавшие самыми красивыми розами того времени, постоянно привлекали к себе внимание высокопоставленной публики. Здесь бывало высшее французское общество, даже сам король с королевой Марией Антуанеттой. 
Вдруг разразилась революция. Король погиб на эшафоте, а Марию Антуанетту заключили в темницу в Тампле. Мысль о том, что обожаемая им королева томится в темнице, что ей грозит, быть может, смертная казнь, не покидает Шеве ни на минуту. Ему сообщают о тайном заговоре с целью освобождения королевы. Но он должен найти возможность известить ее об этом. 
Что же делает Шеве? Он нарезает великолепный букет своих дивных роз, кладет в него записку, извещавшую о часе и способе побега, и, отправившись в темницу, бросает его королеве через ограду в каземат. Но стража не дремлет. Брошенный букет замечен. Записка захвачена. Шеве арестовывают, предают суду и приговаривают к смертной казни. Уже возведенный на эшафот, Шеве в последнем слове обращается к судьям с просьбой, чтобы кто-нибудь из них после его смерти взял на свое попечение его 17 детей. Судьи решают подарить жизнь отцу такого многочисленного семейства, но при условии (а условие это вытекало из царившей в то время страшной дороговизны продуктов), чтобы он уничтожил в своем саду все розы и засадил его картофелем. Пришлось, конечно, согласиться. Так погибла та самая красивая роза, которая составляла его славу. 

Одной из красивейших считается чайная роза, носящая название "Франция" - La France. Она явилась выражением симпатий Франции к России при кончине императора Александра III - на его гроб был возложен присланный из Франции чудный венок из этих роз вперемешку с фиалками Le Tzar. Два года спустя вдовствующая императрица Мария Федоровна возвращалась из Ниццы. В Фруаре ее встречал французский президент Фор. Как утверждает Dictionnaire de la Rose, в благодарность за внимание, оказанное в Ницце больному цесаревичу Георгию Александровичу, императрица вручила ему розу La France.

Материал подготовили: Орехова Елена, Разинькова Анна, Курганская Таисия, Шахова Людмила, Магда Валерия, Чвыкова Анастасия, Слинкина Ольга, Бондарь Анастасия, Пластинина Дарья, Маркшталер Ирина, Матвиенко Мария, Филипенко Кристина, Зубова Елизавета, Акимушкина Екатерина



РОМАШКА



Ромашка – королева лугов и полей.
По сказке, ромашки в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномов. Пойдет дождь, гномик сорвет цветок и шагает с ним. Дождь стучит по зонтику, струйки стекают с него. А гном оставался сухим. Ромашки похожи на удивительные глаза. Они смотрят в небо, стараются понять движение облаков, звёзд, планет. 
  О ромашке существует очень красивая, но грустная легенда. Давным-давно жила на свете девушка, имя ее уже забылось. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у нее любимый человек – Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные. Каждый день влюбленные проводили вместе. Роман любил дарить своей девушке маленькие и красивые, как сама девушка, подарки, которые он сам мастерил для неё. Однажды принес он своей любимой цветок невиданной красоты: маленькую ярко-желтую сердцевину обрамляли идеально вытянутые девственно белые лепестки. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что девушке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка была приятно удивлена и назвала этот цветок в честь возлюбленного – Ромашка. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов. Царь снов предложил ему обмен – Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все! Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девушка, что жив ее Ромашек, но никогда уже не будет с ней рядом. Так и погибла она от грусти и печали, сжимая в хрупких ладонях цветок ромашки… Упала ее рука на траву, выпал из ладошки цветок. Ветер поднял его, закружил и разнес лепестки по всему свету на радость людям… Вот с тех пор и радует наш глаз Ромашка – символ любви и нежности. «Любит – не любит?» - гадаем мы на любимых, отрывая идеально вытянутые девственно белые лепестки…  
Материал подготовили: Юрьева Мария, Разинькова Анна, Курганская Таисия, Ковальова Валерия, Юрковлянец Дарина, Пластинина Дарья, Маркшталер Ирина, Лукьяненко Ксения, Казьмина Евгения, Цыба Диана, Агамамедова Дарья








суббота, 11 апреля 2009 г.

ЛАНДЫШ



 За ландышем прочно укрепилась слава цветка вдохновения. П.И.Чайковский писал: «Царем цветков я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешеное обожание: и нежность аромата, и восковая белизна цветков, девственная чистота, и миниатюрная законченность, придают ландышам таинственную прелесть и притягательность». Но, конечно, не листья сделали это растение, по выражению П.И.Чайковского, царем цветов. Между листочками, вскоре после их развертывания, появляется граненый стебелек. На нем, чуть склонившись к земле, висят на тоненьких ножках повернутые все в одну сторону зеленые бутончики. Вскоре они начнут белеть, и через короткое время нижний бутончик откроется. Потом второй, который повыше, затем третий, и так по очереди раскроются все. И повиснет на стебельке гирлянда нежных, снежно-белых колокольчиков.
  Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древние римляне считали, что ландыш – это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это – фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, девичьей любви и грусти. 
Ландыш считали древние германцы и скандинавцы цветком богини восходящего солнца. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали. Когда начинались танцы, девушки прикалывали букеты ландышей к платьям, парни вставляли в петлицы пиджаков. Если танцующая пара обменялась букетами — молодые люди понравились друг другу. 
А совсем в давние времена их уже считали бы помолвленными. Отказ от букета — отказ от дружбы, бросить ландыш под ноги — не иначе как высказать крайнюю степень презрения. Танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине.
  Латинское название в переводе звучит как "лилия долин". Ландыш сравнивают со слезами, и старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слёз. Им посвящена поэтическая легенда: когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну. Весна тоже полюбила Ландыша, но ненадолго. Вечно молодая, очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыша. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь, выступившая из его сердца, окрасила ягоды.  
Влюбленный ландыш так же безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы у Креста Ее распятого Сына. Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых ландышей, светлыми лунными ночами является иногда тем, кому готовит какую-нибудь радость или неожиданную удачу. 
  Мало кто знает, что ландыш на планете Земля представлен только одним видом, который сформировался еще в третичном периоде, примерно 25-30 миллионов лет назад. Еще совсем недавно в дубравах долины Северского Донца и байрачных урочищах Донецкого кряжа ландышей было очень много. Но теперь они стали редкостью из-за нерегулируемого сбора и включены в редкий список растений региона.
Материал подготовили: Чвыкова Анастасия, Бондарь Анастасия, Маркшталер Ирина, Плюгина Виктория, Сикриер Анастасия, Пластинина Дарья, Стецкова Елена



ПОДСОЛНУХ



Родом подсолнух из Мексики, где культивируется вот уже около трех тысячелетий. В XVI то растение попало в Европу, как декоративное, а на рубеже XVI – XVII вв. достигло пределов Украины. Несмотря на то, что сейчас это ценная масличная культура, относительно недавно его цветы использовали как декоративное украшение. Оскар Уайльд любил появляться в обществе с цветком подсолнуха в петлице. Об этом необычном цветке также сложено немало легенд.
  Греческий миф повествует о том, как Клития, дочь царя Вавилона, была покинута в любви богом-солнцем Аполлоном, поскольку он обратил свое внимание на ее сестру Левкотою. Ревность Клитии стала причиной смерти ее сестры. Сама она, отвергнутая богом, медленно умирала и превратилась в цветок, который всегда поворачивает свой лик к солнцу. С тех пор, подсолнух считается символом преданности и верности.  
  В китайской символике означает долгожительство и имеет магическую силу. Подсолнух- символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой, поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей.
  Подсолнухи широко применяются при составлении декоративных букетов, из них плетут венки, делают украшения для волос и т.д. Декоративный подсолнух особенно прекрасно смотрится в букете. Человечество почитает подсолнух в живом и искусственном виде.
Материал подготовили: Разинькова Анна, Курганская Таисия, Юрьева Мария, Бондарь Анастасия, Пришва Мария, Настиченко Анастасия


ВАСИЛЬКИ




  Существует несколько легенд о происхождении василька. Согласно одной из них на том месте, где был похоронен Спаситель, выросла благоуханная целебная трава, впоследствии названная васильком. Славянская легенда объясняет и происхождение названия. Одна русалка влюбилась в юношу по имени Василий. Но тот не ответил ей взаимностью и отказался последовать за ней в подводное царство. Влюбленная русалка обиделась и превратила юношу в синий цветок, который стали называть его именем – Василек. С тех пор каждое лето, когда зацветают васильки, русалки выходят на берег, плетут из этих цветов венки и украшают ими свои головы. 
  Еще одна легенда рассказывает о другом происхождении василька. Как-то синее небо обратилось к хлебному полю, росшему внизу: «Всякое растение хвалит и благодарит меня за живительный дождь и солнечное тепло, которое я посылаю – цветы возносят ко мне благоухание, леса – шепот листьев, и только хлебные поля никак не благодарят меня». Но колосья ответили небу: «Мы очень благодарны тебе, но мы не можем вознестись к тебе, и у нас, нет ни чудного запаха, ни дивного шелеста листьев». «Тогда я само спущусь к вам» - ответило небо. Так и появились на хлебных полях синие цветочки – васильки.  

Материал подготовили: Курганская Таисия, Харченко Анна, Пластинина Дарья, Маркшталер Ирина, Плюгина Виктория, Стецкова Елена, Сикриер Анастасия, Матвиенко Мария, Лукьяненко Ксения


Первый результат



Ну, что ж начинаем  размещать результаты нашей работы. Первой с заданием справилась группа готовившая материал о вербе.

Верба (ива, ракита) – общее название для славянских языков. В христианской религии праздник Вербного воскресения – один из важнейших в календаре. Он относился к числу самых значительных праздников православной церкви, приходится на воскресенье, предшествующее Пасхе, и посвящается событию евангелической истории – въезду Христа в Иерусалим. Жители столицы приветствовали Христа, бросая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси праздник позже получил название Вербного воскресения, потому что здесь роль пальмовых листьев выполняла распускающаяся к этому времени верба. Кроме того, существовало поверье, «что верба обладает магическими свойствами: охраняет от злых духов, бед и несчастных случаев. Поэтому освященные ее ветки хранили в домах, а иногда даже ее сережки съедали вместе с кашей. «Котики» освященной вербы бросали в воду – чтобы рыба размножалась, засовывали в стог – чтобы сено не гнило.
Весной, когда первый раз выгоняли скотину на пастбища, обязательно гнали ее освященной вербой – чтобы нечисть не цеплялась к животным. Ветку вербы бросали в огонь – чтобы дух нечистый не прилетал в хату. 

Материал подготовили: Курганская Таисия, Юрковлянец Дарина, Маркшталер Ирина, Матвиенко Мария, Пластинина Дарья, Масякина Екатерина, Пономаренко Екатерина